05.02.22
«Мембранная ткань: надежность и удобство или проблемы и потери?»

По итогам круглого стола «Мембраны и мембранные ткани. Инновационные проекты российских производителей».

17 января 2022 г.
В ходе круглого стола «Мембраны и мембранные ткани. Инновационные проекты российских производителей» прошедшей 17 - 19 января в Москве XIV выставки-презентации SPORT CASUAL MOSCOW участники обсудили преимущества мембранных тканей, специфику работы видов мембран при различном целевом использовании и в разных климатических зонах, проблемы тестирования мембран и мембранных тканей, а также причины потери тканью с мембранным покрытием своих свойств и способы этого избежать. Модератором круглого стола выступил Председатель правления Russian Outdoor Group Алексей Гребцов. Со своими презентациями выступили спикеры: руководитель Представительства PIL Membranes в России - производство мембран Porelle Дмитрий Сергеев; руководитель отдела маркетинга ГК Текстайм Татьяна Фёдорова; менеджер проекта TRIVENT Владислав Козляковский; ведущий специалист по безниточным технологиям и руководитель ООО ТД Кенди Сергей Федоров. В дискуссии также приняли участие генеральный директор компании BASK Владимир Богданов и профессор кафедры материаловедения РГУ им. А.Н.Косыгина Александр Давыдов.
Давайте определимся с терминологией.

Забегая вперед, приведем прозвучавшее в конце мероприятия конструктивное замечание профессора кафедры материаловедения РГУ им. А.Н.Косыгина Александра Федоровича Давыдова по поводу корректности самого определения «мембранные ткани»: ««Мембранные ткани» - совершенно неправильное наименование. Ткани – это изделия, образованные двумя системами нитей (основой и утком). Мембрана не может быть тканью. Есть нетканые материалы, трикотаж (нетканый материал), на которые тоже наносятся мембраны. Мне бы не хотелось, чтобы понятие «мембранные ткани» вошло в практику производственников. Особенно в научных исследованиях. Правильно: «ткани с мембранными покрытиями». Поэтому просьба следовать терминологии, которая принята в материаловедческой практике». Абсолютно верная поправка, тем не менее, в повседневном общении пока что присутствует больше маркетинговое, чем технологическое, понятие – «мембранные ткани».
Мембраны – наше всё?

О практическом применении мембран заговорили еще в конце 60-х, а в промышленном производстве одежды и обуви они появились к началу 80-х. Почему именно сейчас, как отметил Алексей Гребцов, «на 100% можно сказать, что мембраны – это наша база в легкой промышленности для производства одежды, которая хоть как-то защищает в условиях агрессивной внешней среды»? О том, что России «повезло» с погодой мы знали всегда. Большая территория нашей страны значительную часть года «радует» жителей ветром, дождями, снегом и морозами. Да, к нам постепенно пришли заграничные инновационные технологии. Да, у нас в стране появились собственные предприятия, которые разрабатывают и производят мембраны и различные виды тканей с мембранным покрытием. До недавнего времени достаточно слабым стимулом являлось только коммерческое применение тканей для производства спортивной, outdoor и отчасти спецодежды. Но с недавних пор внимание госструктур приковано к Арктике, что, несомненно, выведет производство мембран на новый уровень. Алексей Гребцов: «Арктика – это регион крайне агрессивный. И в Арктике будут работать порядка 150 тысяч человек специалистов, которым нужна соответствующая одежда. Есть атомный ледокольный и прочий флот, есть нефтяные платформы, разведка полезных ископаемых. Есть, наконец, крупнейшие военные базы и, скорее всего, в ближайшее время это будет регион, насыщенный деньгами и активностью». Помимо Арктики в нашей стране много других регионов с неблагоприятными условиями, где есть крупнейшие стройки (например, БАМ), автодор с множеством дорог. Есть Северный флот, а также огромный рынок СИЗ и растущий рынок детской и спортивной одежды. Мембрана становится очень востребованным продуктом не только в повседневной, но и в спецодежде и средствах индивидуальной защиты.
Вы продаете комфорт.

От чего защищает ткань с мембраной? Татьяна Фёдорова рассказала о том, что происходит с человеком при неправильном подборе одежды и какие необратимые изменения может вызвать переохлаждение: это промокание одежды, потеря ее теплозащитных свойств, и, как следствие, нарушение теплообмена, потеря тепла, и, в лучшем случае, дискомфорт, а в худшем – болезни и летальный исход. Человек, испытывающий дискомфорт, часто болеет, старается реже появляться в непогоду на улице, перестает заниматься на улице спортом, выходить на прогулки. Особенно это актуально, когда речь идет о регионах с агрессивными погодными условиями или занятиями экстремальными видами спорта. Татьяна Фёдорова: «Когда температура на улице падает ниже -15˚С, в дело должны вступить определенные технологии. Чем ниже температура скатывается к нулю, тем серьезнее мы задумываемся об утеплении. Удержанием тепла занимается верхняя ткань изделия, не пропуская влагу и ветер под верхний слой. Помимо этого, задача мембранной ткани – эффективно отводить наши собственные испарения (нам все равно, почему мы мокрые). Мокрая одежда теряет тепло в 23 раза быстрее сухой. Функциональная составляющая бренда должна гарантировать комфорт, и немалую роль в этом играют мембранные ткани». Бренд должен построить свой маркетинг именно на этом принципе.
Какую мембрану выбрать?

Смотря для чего предназначена одежда, которую вы производите. Если очень кратко, то есть три основных вида мембран: гидрофильные, микропористые и PTFE бикомпонентные. А дальше – разнообразие и производства самой мембраны, и способов ее нанесения в зависимости от целевого использования, от которого у производителя одежды глаза разбегаются. Дмитрий Сергеев: «У нас есть больше 40 различных технологий производства разных мембран, потому что мембраны отличаются не только по типам, но и по дополнительным свойствам». Существуют даже мембраны с такими характеристиками, как сопротивление вирусным и передающимся через кровь патогенам, устойчивость к агрессивному химическому воздействию, к не только низким, но и высоким температурам. Основные требования к мембранной ткани для спортивной одежды – это водонепроницаемость и паропроницаемость, высокий уровень защиты от ветра, устойчивость к длительному воздействию низких температур, легкость и прочность, возможность выдерживать многократные стирки. В зависимости от вида спорта можно выбрать подходящее сочетание характеристик, так как, как правило, усиление одного свойства часто ведет к ослаблению другого. Подскажут показатели, предоставленные поставщиком в паспорте технического сопровождения или на этикетке. Но и тут не все так просто.
Маркетинг – бесконечен.

Начнем с разного принципа работы различных видов мембран. Алексей Гребцов: «Поровые и беспоровые мембраны работают абсолютно по-разному. В поровых молекулы пара проходят через микропоры, в беспоровых мембранах механизм немножко другой. Она должна сначала отмокнуть, вобрать в себя влагу, а потом за счет разницы парциального давления под изделием и снаружи начинается практически выдавливание влаги. В очень многих изделиях, где использованы беспоровые мембраны, есть ощущение влажности. Потому что это изделие насыщается влагой. Если нет разницы давления внутри изделия, мембрана фактически не работает. Беспоровые мембраны, если вы куртку расстегнули, не работают вообще. Правда, и поровые работают значительно хуже». Очевидно, при выборе надо ориентироваться на стандарты двух основных показателей – влагостойкости и паропроницаемости – и на их данные, прописанные в сопровождающих документах. И если с данными по влагостойкости все более-менее понятно, то с оценкой паропроницаемости все гораздо сложнее. Алексей Гребцов: «Помимо японского стандарта, есть американский стандарт, европейский стандарт, есть ГОСТы, и в первое время все писали те стандарты, по которым получили лучшие показатели». Иными словами, обещания многих производителей – не более чем маркетинговый ход, так как в большинстве случаев тестирование происходит на новой ткани, но не в процессе эксплуатации. Но проблемы и у тех, кто старается быть объективным. PIL Membranes, например, работает по ГОСТам, но, по словам Дмитрия Сергеева, и с этим возникают сложности: «К сожалению, лаборатории часто дают (и это большая проблема) разные цифры по одним и тем же ГОСТам». С ним согласен Алексей Гребцов: «В каждой лаборатории показатели разные. Сейчас основной мировой вопрос – чтобы можно было сделать один тест, который, как минимум, в трех лабораториях покажет одно и то же. Как ни странно, даже в Европе с этим сложности». Разработчики пытаются найти решения. Например, для разработки полностью российской мембраны Trivent® была создана собственная лаборатория. Владислав Козляковский: «Наша лаборатория занимается непосредственно разработкой. Прежде чем мы берем заказ в промышленное производство, делаются образцы на маленьких лабораторных партиях. В лаборатории замеряют свойства, что получилось или нет». Владимир Богданов отметил, что «производитель показывает максимальные данные, а покупатель понимает, что нельзя доверять даже этим данным. Он может доверять бренду, производителю ткани. И главное – государство у нас не контролирует все маркетинговые данные, которые публикуются». Эксперты Russian Outdoor Group пришли к выводу, что нужно сформулировать хотя бы методику. В 2016 году Russian Outdoor Group сделала экспертную группу. Владимир Богданов: «Вы знаете, в каком состоянии у нас ГОСТы. Они нас не устраивают. Проверяется, как правило, новая ткань. Но надо бы делать тестирование в процессе эксплуатации изделия. Поэтому мы предложили для мембранных тканей двухуровневую методику. Russian Outdoor Group могла бы это контролировать. Иначе это все упирается в маркетинг, и в собственно разрушение рынка».

Не существуют такие грабли, на которые бы не ступала нога человека.

Использование мембраны – это, по мнению спикеров, прекрасная площадка для работы с другими современными технологиями. Очень важная часть работы с мембранными тканями – это ламинация и дальнейшая обработка. Технология ламинации позволяет склеивать материалы с различным натяжением, эластичные ткани, трикотаж, тонкие сетки, что очень важно для производства спортивных товаров. Однако при неправильной ламинации мембрана перестаёт работать. Алексей Гребцов: «Можно сделать замечательную мембрану, но дальше ее надо будет правильно ламинировать на ткань, чтобы она была устойчива при крое, шитье, проклейке, стирке. И здесь начинается первая глобальная проблема, которая приводит к серьезным убыткам, когда начинается деламинация мембраны, когда ее невозможно нормально проклеить, и мембрана уходит с рынка из-за сложности работы с ней». На эти грабли наступили многие, но, по мнению Сергея Федорова, «эксперт – это не тот, кто все знает, а кто совершал в этой области максимальное количество ошибок». И умеет делать выводы. Основная причина того, что мембрана отслаивается, - это нарушение технологических режимов (в частности, несоответствие точки плавления мембраны точке плавления клеевого шва, которым изделие соединяется). Вторые грабли – проверка и тестирование перед запуском. Сергей Федоров уверен, что, независимо от ГОСТов, при запуске любой партии, которая пришла к вам на производство (ткань ли это, клей или лента), обязательно в экспериментальной лаборатории нужно провести тест: приклеить и 3-4 цикла постирать. В том, что мембрана начинает отделяться от ткани, причина может быть не только в нарушении технологии нанесения, но и в самом ее составе: если есть специальные пропитки, которые повышают санитарно-гигиенические показатели, огнестойкость, устойчивость к гниению, способность отталкивать воду, противостоять масляным и другим загрязнениям, но усложняют процесс ламинации. В производстве спортивной одежды есть гораздо более «тяжелые» грабли: кадры решают всё. И чем дальше, тем острее стоит проблема, причем не только у нас, но уже и в Китае. Безниточные клеевые технологии частично помогут снять проблему за счет относительно небольшого срока обучения работника и малой механизации процессов, которая на 90% позволит повысить стабильность выхода качественных изделий. Но есть другой участник производственной цепочки, который, как считает Сергей Федоров, вообще неправильно выполняет свои функции: «У нас в России почему-то принято считать, что дизайнер – это человек, который рисует. В Европе дизайнер – это следующий человек после маркетолога. Там дизайнер – это человек, который общается с конечным потребителем. Это человек, который общается с конструкторами, технологами и производством. Он общается с финансовым отделом. Это человек, который делает продукт, который уже продан. Он делает продукт, исходя из тех технологий, которые нужны конкретному потребителю. После этого он передает работу конструкторам и технологам. У нас это большая боль, потому что конструкторов и технологов для данной технологии у нас на данный момент никто не готовит».
Участники дискуссии согласились, что, действительно, проблем много, но внушает оптимизм то, что у российских производителей есть стимул и хороший потенциал рынка для создания одежды из тканей с мембранами, для внедрения новых технологий и развития собственного производства.
Видео круглого стола

Статья Екатерины Барнауловой

Фотографии Натальи Бухониной

Летняя сессия Sport Casual Moscow
пройдет 6-8 июня 2022 года.
До встречи!
© SportCasualMoscow
Made on
Tilda