20-22 января 2025 г. в Москве, в гостинице «Альфа-Измайлово» прошла юбилейная ХХ выставка-презентация Sport Casual Moscow, в ходе деловой программы которой Виктор Вальчук говорил уже не об изменении в структуре и процессах на фабрике, а об изменении алгоритмов цепочек поставок в швейном ритейле. Но все взаимосвязано, так как фабрика – все равно в этой цепочке является первым звеном – поставщиком товара. В чем секрет успеха в ритейле? Ответ достаточно прост: иметь нужный товар в нужное время в нужном месте. Виктор Вальчук подчеркнул, в цепочке все выигрывают только в тот момент, когда товар покупает конечный потребитель. Но в любой рознице всегда есть излишки одного товара (так называемые «плохие запасы») и недостаток другого (дефицит). Излишки ведут не только к заморозке денег, но и к устареванию предложения магазина, к занятию места ходового товара моделями из старой коллекции, и, как результат - к снижению продаж и прибыли. За дефицитом пойдут в другой магазин. Если очень кратко, то, согласно теории ТОС, мешают идеальной торговле несколько предубеждений: чем дешевле закуплю, тем лучше; чем меньше затраты на доставку, тем лучше; дефицит 10-15% слабо сказывается на продажах. Казалось бы, ТОС переворачивает очевидные вещи с ног на голову, меняя знак с плюса на минус. Парадокс? Нет. И Виктор Вальчук последовательно объяснял это аудитории. Это касается всех участников цепочки «Фабрика (поставщик) – оптовик – магазин». Для каждого участника есть еще ряд своих ограничений, но базовые одинаковы для всех, и решение, как исправить ситуацию, тоже для всех одно.
По мнению Виктора Вальчука, основная ошибка состоит в том, что все решения о закупках принимаются на основе какого-то гипотетического опыта и прогноза, а не на основе текущего запроса от торговой точки. В результате пополнение склада магазина идет редко и большими партиями, и часть товара оказывается в дефиците, другая – в излишках. Выход – пополнять склад магазина не в соответствии с какими-то там непонятно откуда взятыми прогнозами, а в соответствии с реальным потреблением. Тогда будет возможность увеличить продажи, сокращая запасы. Понятно, что в этом случае возрастут транспортные расходы. Но увеличение расходов на транспорт в разы компенсируется доходом от увеличения продаж. По мнению Виктора Вальчука, за то, чтобы цепочка поставок работала хорошо, больше ответственности имеет тот, кто поставляет.
Задача поставщика – сделать так, чтобы розница работала правильнее, то есть, закупала чаще и меньшими партиями. Предложение клиенту поставщик должен сформулировать так: «Работайте с нами, и вы будете больше продавать». То есть, у вас будут меньше запасы и больше прибыль. Но когда у вас в голове заблуждение, что чем дешевле, тем лучше, трудно даже услышать это предложение. И у поставщика есть большая задача - донести эту ценность. И когда донесешь, продажи увеличатся и у фабрики, и у оптовика, потому что они продают, только когда продает розница. Это если совсем кратко. Весь рассказ Виктора Вальчука можно посмотреть в подробностях
в видеоматериале на сайте выставки, там есть все в подробностях.
Предложение это «страшно красивое». Красиво звучит, но страшно уйти от привычных схем, потому что в голове все еще плотно сидит тот самый прогноз непонятного происхождения. На «Мануфактуре Малюгина» отошли от бывших в употреблении стереотипов и со страхом в душе и гипотетической надеждой на лучшее сделали все в точности так, как было предписано командой «АРБ-консалтинг».
Принять решение делать запуск по фактическому спросу и по фактическому убытию со склада было непросто. «Мануфактура Малюгина» производит одежду для художественной гимнастики, танцев под маркой Solo. Она шьется из сложных, импортных, высокотехнологичных тканей. В продажах есть ярко выраженная сезонность: первая половина года отличается от второй в 2,5 раза.
Но результаты оправдали риск. Сейчас производство работает по-другому, в цехе уже нет гор и пачек кроя, запуски идут каждый день, каждый день может сменяться ассортимент. Запуск идет по спросу. Раньше в запуске могло стоять до 6000 изделий, а для пополнения склада было 2 месяца. Производственные мощности были заняты. Ни о каких новинках и пробных коллекциях речи быть не могло. В итоге время пополнения было 60 дней, ходовой товар быстро исчезал, торговым посредникам советовали встать в очередь. А потом сезон заканчивался. По рекомендации «АРБ-консалтинг» сократили время пополнения склада до 9 дней. В 2024 году в запуске может быть от 150 до 500 изделий, только чтобы торговые посредники получили вовремя товар. В разы сократилась «незавершенка». Непростой была и работа с торговым посредниками и магазинами. Раньше условием был заказ минимум на сорок тысяч рублей с доставкой за счет клиента, да еще и надо было ждать, пока будет готова партия. Очень большой процент клиентов фабрики - магазины, в которых продукция «Мануфактуры Малюгина» занимает 50-70% общего ассортимента. А это означает, что любая задержка обнуляет магазин, который будет стоять на грани закрытия. В 2023 году, поменяв политику отгрузки, менеджеры мануфактуры стали сообщать клиентам, что больше не будет никаких заказов по 40 тысяч и что они могут покупать не раз в месяц, а чаще и мелкими партиями. Ответ был предсказуем: «Не надо мне указывать, я лучше знаю, что продается, и у меня на складе лишних запасов нет». Но, как выяснилось потом при инвентаризации, обнаружились на том самом складе излишки на несколько миллионов рублей. Еще возник вопрос с оплатой доставки. Оказалось, что даже 300 рублей за СДЭК в пределах МО - это психологический барьер. «Лучше пусть больше партия...», – все в точности так, как описал Виктор Вальчук. Тогда
«Мануфактура Малюгина» взяла на себя оплату доставки. Правда, были отменены все скидки. И эти два шага сработали, принеся выгоду больше, чем расходы на переналадку оборудования и на транспорт. Да, в первые месяцы многие клиенты не делали заказы, потому что распродавали запасы. Но потом сами клиенты начали расти от 30% до сотен процентов. Также
в предложение «Мануфактуры Малюгина» для клиентов бесплатно включили сервис управления цепочками поставок, который дает обратную связь. Это программное обеспечение, разработанное и запатентованное в компании Виктора Вальчука. Поэтому
ежедневно программа анализирует и выдает клиенту рекомендации по тому, сколько каких позиций он должен закупить. В результате клиенты растут в разы, и, соответственно, растет прибыль фабрики. Есть возможность управлять ассортиментом, предлагая новинки. Есть возможность заранее подготовиться к пикам сезона продаж. Клиенты перестали жаловаться на отсутствие товара на складе, а также рыдать по поводу произвола маркетплейсов. Но, что очень важно, и об этом говорил Виктор Вальчук на стратегической сессии, – то, что
такой процесс трансформации очень сложно пережить одному отдельно взятому магазину. Всегда должна быть связка – от фабрики и до конечного потребителя. В данном случае инициатором прорыва стала сильная фабрика, трансформация которой привела к тому, что бизнес ритейлеров тоже трансформировался, но, чтобы затеять такой прорыв, сначала Виктор Вальчук советует убедить других участников цепочки сделать то же самое у себя в компаниях. Именно он напомнил строчку из стихотворения Булата Окуджавы:
«Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».