Что вообще можно считать экологичным материалом в смысле происхождения и «поведения»? Очевидно, хорошая биоразлагаемость, а вот что касается происхождения, то здесь есть много вариантов.
Ольга Бояринова в презентации привела глоссарий биоматериалов, составленный компанией Biofabricate: под
бионатуральными подразумеваются все материалы на биологической основе: от обычных кож и "кож" неживотного происхождения, содержащих фруктовые или овощные отходы в сочетании, как правило, с полиуретаном на водной основе, до чисто хлопчатобумажной ткани или смеси хлопка с полиэстером;
биотекстильные включают только произведенные микроорганизмами строительные блоки для создания "натуральных" и "синтетических" тканей – шелка и «нейлона»; под
биосинтетическими понимается производство химических веществ для "синтетических" полимеров – прекурсоры для нейлона и полиэстера, полученные путем каталитического преобразования биомассы или биосинтезированные с использованием живых микробов в процессах ферментации;
биособранные включают в себя "кожу", выращенную из мицелия, продуктов жизнедеятельности бактерий или на основе клеток млекопитающих. То есть, все сложнее, чем просто вырастить и обработать. Но это и дает разнообразие для применения, не случайно
Юна Завельская неоднократно упомянула тот факт, что за последний год на рынок вышло немало брендов с коллекциями, сделанными из принципиально новых биоматериалов. Что из натурального есть у нас в России? Есть лен, техническая конопля, иван-чай, крапива.
Ксения Веселова: «По конопле сейчас посевы увеличиваются. В этом году, наконец, научились правильно выращивать сырье именно для текстиля. Почему у нас ткань раньше не получалась? Потому что использовали старое растение, которое уже отдало семена на масло, и, естественно, из такого грубого волокна уже ничего нельзя было сделать. С этого года, я считаю, будет большой прорыв. Сейчас будут строить несколько заводов по переработке растений на волокно. Вопрос остается в прядении, которое у нас находится просто в провальном состоянии. И если кто-то будет расширяться в этом направлении, то уже можно будет говорить о производстве ткани или трикотажа из собственной пряжи. По натуральным нетканым материалам есть еще очень мало предприятий, которые могут, в принципе, использовать это сырье». Но есть и возможности, и желание экспериментировать с новыми материалами. По мнению спикера, решение проблем – в более глубоком исследовании влияния одежды на здоровье человека; в создании более быстрого и менее затратного способа обработки, современной системы переработки натурального сырья; в производстве новых материалов с заданными свойствами на основе растительных волокон и биоразлагаемых полимеров. Тогда товары смогут, действительно, называться экологичными, потому что будут сделаны из действительно инновационных материалов, а не просто из переработанного натурального сырья. Пример такого подхода был продемонстрирован в ходе круглого стола. Сейчас
«Эко.Тех.Лаб.4.0» подключается к производству одежды бренда
BOYARI, первая эко-коллекция которого была изготовлена из итальянского инновационного материала AppleSkin («яблочной кожи»). Материал был впервые представлен на европейском рынке в 2018 году для использования в обуви и галантерее, а годом позже был модифицирован
Ольгой Бояриновой и Ханнесом Парфом для применения в одежде. Сейчас коллекция BOYARI состоит из 24 позиций, для изготовления одежды были использованы только экологичные материалы. Вся одежда производится локально, на тщательно отобранном российском предприятии, где досконально контролируется качество пошива и условия труда. По свидетельству
Ольги Бояриновой, эта кожа не уступает по всем показателям (кроме цены) натуральной, но в производстве ведет себя очень капризно, и предприятию пришлось очень сильно перестраиваться, чтобы приноровится к пошиву этих изделий. В этом, как и в дороговизне самой «яблочной кожи», кроется причина того, что позволить купить себе эти модели могут только люди состоятельные, которым не по 18, а по 35-40 лет. А это, как считает сама дизайнер, не совсем та целевая аудитория, которая уже настроена на следование тренду sustainability.