С обеспечением массового спорта и профессионального спорта начального уровня экипировкой особых проблем у отечественных производителей нет: практически любая фабрика способна по образцам сделать требуемый товар в достаточно разумные сроки. Проблема в массовом спорте связана только с тем, что рынок очень большой, и вряд ли наши небольшие компании смогут заполнить его полностью качественным, но дешевым товаром. Поэтому в среднем сегменте мы вполне можем конкурировать с ушедшими брендами, но в дешевом явно проигрываем азиатским товарам. Гораздо хуже ситуация обстоит в большом спорте. Во-первых, экипировка сборной команды или крупного спортивного клуба – это, как говорится, - «от трусов до часов». Тут нужен набор самого разного спортивного оборудования, одежды, обуви, специальных аксессуаров для тренировок, выступлений, для сопровождающей команды, для презентаций, для различных погодных условий и т.д. Это очень большой набор совершенно разноплановых товарных позиций, обеспечить которые способны лишь мировые гиганты, работающие в рамках даже не одной страны. В России нет такой компании, которая отработала бы по всем позициям. Участники дискуссии рассказали, что для выполнения комплексных заказов им приходится обращаться к другим фабрикам. Но это только по одежде. А по инвентарю у федераций сейчас ситуация катастрофическая. Во-вторых, большой спорт – это индивидуальный пошив, подбор инвентаря. И если с пошивом еще можно как-то справиться, то по инвентарю есть такие позиции, которые в России никогда не делали и вряд ли в ближайшее время смогут изготовить. Например, горные лыжи для профессионалов. У нас нет ни оборудования, ни материалов. Вернее, материал есть, но он относится к оборонной отрасли, и его в спорт не пустят. Хотя… у нас же делают прекрасные беговые лыжи и ботинки для беговых лыж, и ими пользуются сборные других стран, но почему-то не наша. Значит, мы все-таки можем делать экипировку и обувь качественно и на высочайшем уровне. Вполне возможно, что так со временем и будет, что найдутся наши производители, которые это сделают и для горных лыж.
Хотя, повторюсь, многие фирмы, руководители которых участвовали в круглом столе, уже давно и успешно работают с профессиональным спортом. Что касается массового спорта, то здесь важную роль играет еще и популярность бренда. Наши мембраны не хуже, наши куртки не менее надежные, но покупатель хочет Adidas. Просто потому, что он к этому привык. А приучило его к брендам как раз спонсорство большого спорта со стороны гигантов спортивной индустрии. У наших компаний, особенно в нынешней ситуации, когда требуются оборотные средства на наращивание производства, просто нет на это денег. Те, кто спонсировал, продолжают, но никто не говорит об увеличении расходов на рекламу. Компании-участники круглого стола не отказываются от спонсорства. Но не сейчас. Пока что спорт должен помочь нашим производителям и закупить продукцию, а они уже не останутся в долгу. А для этого стороны должны максимально быть проинформированы о том, кто что делает, какого качества и в каких объемах. И этого пока нет. Были высказаны предложения: сделать единый информационный список российских производителей спорттоваров, сделать ассоциацию. Дмитрий Холодняк предложил свой вариант: федерации должны быть товаропроводящей системой, они должны зарабатывать с этого деньги. Тогда федерации будут заинтересованы не только в проведении чемпионатов в России и международных соревнований, но и в развитии массового спорта.
Пока что всеми участниками обоих круглых столов самым эффективным маркетинговым мероприятием была единодушно признана выставка-презентация SPORT CASUAL MOSCOW. За много лет она заработала отличную репутацию в профессиональном сообществе. По мнению спикеров, за эти годы вокруг выставки сложился клуб профессионалов, хорошо знающих возможности друг друга. И рекомендации или советы внутри этой общности являются своего рода гарантией качества производства, порядочности поставщика, качества продукции, гарантии ее заявленных свойств. Татьяна Иванова: «На самом деле получилось уникальное отраслевое сообщество, когда, обращаясь внутри него, ты точно понимаешь, что ты получишь необходимую консультацию, необходимую компетенцию и точно поймешь, можно или нельзя это сделать. Нас же много в этом сообществе. И это очень хорошая рабочая группа и для федераций, и для розничных магазинов, все-таки рекомендации внутри этого сообщества могут быть определенным критерием качества». Зимняя выставка SPORT CASUAL MOSCOW продолжит эту традицию.
Статья Екатерины Барнауловой