К сожалению, такой формат встречи стал для профессионалов outdoor и спортивной одежды уже традиционным. Понятно почему. В прошлый раз онлайн-конференции проходили в начале пандемии, когда ситуация была похожей в том смысле, что приходилось анализировать принципиально новые условия ведения бизнеса и оперативно на них реагировать, строя вероятные прогнозы развития рынка и предлагая свои решения, исходя из состояния дел на данный момент времени. Сейчас ситуация аналогичная и меняется практически ежедневно.
Ситуация на данную точку времени.
Забегая вперед, скажем, что общий настрой участников круглого стола - позитивный. Никто не собирается паниковать, сворачивать бизнес, все видят свои риски и учатся с этим работать. Конечно, все в большей или меньшей степени столкнулись с трудностями при прохождении платежей и организации поставок. У кого-то платежи возвращаются, у кого-то задерживаются, кому-то приходится открывать счета в других банках и в других валютах. Однако, так или иначе, но пока полной блокировки финансовых операций нет, и можно, с потерями времени и нервов, но все же оплатить заказанное сырье или комплектующие. С логистикой тоже пока не все так критично, хотя у многих участников обычные каналы импорта были блокированы из-за санкций, и пришлось оперативно логистику перестраивать. Но пока еще есть возможности обхода запретов и организации доставки через другие страны. Да, сроки увеличились, но спасибо, что вообще товар доставляют. Что касается цен, то валютные «качели», естественно, не могли не сказаться на их повышении. В среднем, как отметили участники дискуссии, повышение цен на сырье и фурнитуру сейчас составляет в среднем 30-60%. И это, естественно, сказалось на ценообразовании на продукцию. Что касается этической составляющей (общих антироссийских настроений на Западе), то пока это не так заметно, хотя отдельные проявления уже есть.
Прогноз развития рынка.
Российский рынок – гигантский, таковым и останется. Вопрос в том, чем его наполнить. Пока, как отметили участники дискуссии, мы, в основном, живем за счет старых запасов. И по готовой продукции, и по сырью и комплектующим. Но уже к зиме склады начнут пустеть. Между тем уже сейчас производственная инфляция в европейских странах приближается к 10%, а в связи с ограничением поставок из России топлива, удобрений, сельхозпродукции ее рост прогнозируется к зиме на 20%. Да, у нас есть «товарищи» из Китая, Индии, Турции и азиатских стран, но и они завязаны на мировые экономические процессы, и в самый ответственный момент могут вдруг не выполнить своих обязательств, что уже бывало. Поэтому спикеры однозначно посоветовали бизнесу и производству закупаться по максимуму сейчас, пока товары и сырье еще есть на складах и цены относительно гуманные. Тем более что у самих российских производителей со спросом проблем сейчас нет, это подтвердили участники круглого стола.
Спрос на данный момент.
Санкции и инфляция, как ни странно, сработали в пользу отечественных брендов и производителей. Сейчас у всех фирм-участниц круглого стола проблем с реализацией продукции нет: заказы практически выметаются со складов. С уходом с российского рынка многих ведущих спортивных брендов их крупные клиенты – спортивные федерации, общества, команды и просто любители – стали обращаться к отечественным фирмам в поисках замены экипировки команд. И, как всегда в нелегкие времена, есть явная тенденция роста любительского спорта. Да, может, люди уже не готовы потратить на амуницию столько, сколько раньше (потребительская емкость одного спортсмена, по данным спикеров, упала примерно на 30%), но в условиях хронического стресса человеку требуется физическая активность, чтобы снять напряжение. А это пробежки, фитнес на свежем воздухе, походы. Тем более что с развитием внутреннего туризма актуальность «диких» походов с палатками и спальниками возросла. Неопределенность развития ситуации подталкивает и ритейл закупаться впрок, насколько позволяют финансы. Все спикеры отмечали, что их обороты увеличились как за счет роста заказов, так и за счет прихода новых клиентов. Но пока что покупательское поведение этих клиентов осталось старым, докризисным: потребитель по-прежнему хочет топ-продукт, очень качественный, часто с брендированными компонентами, и, желательно, по старым расценкам. Так не бывает. Как шутили в 90-х: «Или руки с мылом, или чай без сахара». Российские производители по-прежнему в состоянии сделать сложную и высокотехнологичную продукцию, но многие спикеры отмечали, что, скорее всего, есть тенденция перехода к выпуску более простой одежды и в больших объемах. Тем более что пустые места на полках в магазинах надо будет чем-то быстро заполнять. Но только вопрос: что это будет – дешевый китайский товар или более дорогая отечественная продукция?
Опять про импортозамещение.
На самом деле для российского легпрома это вопрос принципиальный. И очень важно то, какую стратегию выберет наше правительство: быстро заполнить пустые полки за счет импорта из дружественных стран или все-таки попытаться дать шанс отечественным производителям. Несмотря на то, что успешные производители российского сырья, комплектующих и товаров у нас есть, и количество их растет, участники круглого стола, к сожалению, пока видят большую вероятность первого варианта. Тому есть объективные причины. Доля отечественного легпрома в общем объеме нашего рынка не такая большая, продукция – преимущественно среднего (и выше среднего) ценового уровня, а для удовлетворения покупательского спроса нужен, в первую очередь, масс-маркет. И здесь мы не в состоянии конкурировать с Китаем или странами Юго-Восточной Азии. Все спикеры были единодушны: они не готовы перейти в более низкую ценовую нишу, выпускать дешевую типовую одежду. Они просто не могут себе позволить утратить то, что было наработано годами, что является ценностью их технологий и продукта. И мощностей для этого пока нет. Тем не менее, представители бизнеса, которые общаются с Минпромторгом, отмечают, что руководство все чаще начало задавать вопрос о том, насколько реально нарастить производство отечественной продукции и в какие сроки. Хотя, как утверждали некоторые спикеры, пока представление о том, что вообще происходит в отечественном легпроме, у Минпромторга весьма расплывчатое, но желание прояснить ситуацию стремительно растет. Будем объективны, практически все участники дискуссии были единодушны: увеличить производственные мощности быстро нереально. Это минимум три года. Да, масштабировать можно лишь успешный бизнес, что как раз относится к нашим спикерам. Но этого мало. Более вероятно, что нарастить мощности могут те, кто передает часть производства на аутсорсинг, и такие примеры есть. Есть и технология расширения своего бизнеса за счет профессионального обучения небольших производств и передачи им части заказов. Могут попытаться развиться и те, кто буквально накануне известных событий закупил новое современное оборудование. Это уже гораздо сложнее, тем более что есть ограничения по площадям, проблемы с набором персонала и т.д. Но для любого развития требуются финансы. И не только для наращивания производства, но и для текущих нужд. Не завтра, а прямо сейчас. Практически все спикеры отметили нехватку оборотных средств в связи с тем, что приходится оперативно закупаться сырьем и комплектующими. Хотя бы для того, чтобы решить текущие задачи, не говоря уже о развитии. В поиске финансирования они обращались к распиаренным программам дешевых кредитов, о которых сейчас гордо говорят в СМИ. Но на деле взять дешевый кредит в банке до сих пор не удалось никому ни в Москве и Санкт-Петербурге, ни в регионах. Вроде бы была программа кредитов под 8%, но потом там якобы деньги закончились. Потом заговорили о 15%, но на поверку оказывается, что когда компания приходит в банк, банк об этом как бы знает, но приблизительно. Все процедуры проверки заемщика остались докризисными, долгоиграющими, хотя, казалось бы, где банку взять лучшего клиента, чем наши производственники? У них, по утверждению спикеров, бизнесы абсолютно прозрачны, понятны, с понятным залогом. Но в банке обещанные руководством отрасли 15% в мгновение ока вдруг превращаются в 25 - 29%. А лизинг оборудования рассматривается, начиная от минимальной суммы в 300 млн. рублей, что невозможно даже для успешных производств. И НДС нашими производителями платится не в момент продажи товара, а в момент завоза сырья. Все это ведет к нехватке оборотных средств, и вопрос о развитии повисает в воздухе. В ходе круглого стола было принято решение еще раз изложить все эти вопросы, составить резолюцию-меморандум для руководства отрасли и в ближайшее время передать в Минпромторг на рассмотрение. Посмотрим, что получится. Без особых надежд, если честно.
Немного позитива в финале, чтобы не было так грустно.
В ходе дискуссии выяснилось одно любопытное обстоятельство. Несмотря на то, что у нас в стране в связи с ситуацией много развлекательных мероприятий и программ приостановлено, но это не коснулось спортивных соревнований, фестивалей и т.п. А некоторые из брендов-участников круглого стола напомнили о том, что под их эгидой до сих пор проводятся различные забеги, эстафеты, соревнования, спортивные фестивали. Да, иностранных участников практически не стало, формат мероприятий – преимущественно российский, но организаторы не намерены их отменять. Алексей Гребцов считает, что в период кризиса будущее - именно за такими фестивалями, именно они поднимут престиж массового спорта. Своими планами по организации и проведению мероприятий поделились Владислав Мороз, Сергей Федоров, Александр Малюгин. Участники дискуссии решили, что имеет смысл активно развивать это направление, а поможет им в этом Андрей Малыгин, который много работает со спортивными федерациями, школами и объединениями. Большую роль в развитии бизнеса сейчас также отводится участию в выставках, которые никто не отменял. В частности, в выставке Sport Casual Moscow, которая пройдет в Москве (в «Измайлово Гамма-Дельта») 6-8 июня 2022 г. В ходе деловой программы выставки участники круглого стола планируют продолжить начатый 12 апреля разговор и обсудить дальнейшее развитие бизнеса с учетом новых, будем надеяться, что благоприятных, изменений текущей ситуации.